Международная организация по стандартизации (ISO) была основана в 40-х гг. XX века. Помимо разработки различных стандартов, она также специализируется на сертификации. На сегодняшний день 164 страны являются её членами.
ВИДЫ СЕРТИФИКАТОВ ISO
На данный момент утверждено 7 видов сертификатов ISO:
- ISO-9004 (инструкция по оптимальному развитию коммерческих предприятий при постоянной конкуренции);
- ISO-19011 (инструкция по повышению качества и эффективности управления);
- ISO-9001 (самый популярный стандарт, включающий в себя широкий список требований к системе управления для организации, для которой в
- приоритете высокое качество производимой продукции);
- ISO-13485 (требования к системе менеджмента качества производителей медизделий);
- ISO-14001 (требования к системе экологического управления);
- ISO-22000 (требования к системе менеджмента безопасности по продуктам питания);
- OHSAS-18001 (инструкция по формированию систем управления здравоохранением и безопасностью персонала).
КАК ПОЛУЧИТЬ СЕРТИФИКАТ ISO-9001?
При создании и функционировании системы управления важно соблюдать следующие принципы:
-
- четкое распределение должностных обязанностей между сотрудниками на рабочих местах;
-
- эффективные и гибкие взаимодействие всех структурных подразделений организации;
-
- постоянный контроль рабочей дисциплины и качества изготавливаемой продукции;
-
- периодическое повышение квалификации сотрудников предприятия;
-
- регулярное обновление технических аспектов производства, согласно требованиям стандарта;
-
- использование современных IT-технологий в рабочем процессе;
-
- тесное взаимодействие с потребителем, включая быстрое реагирование на поступающие жалобы и рекомендации по улучшению продукции;
-
- прозрачные отношения с поставщиками и партнёрами по чётко оформленным договорам;
- совершенствование методик управления при помощи разнообразных инструментов для его автоматизации.
ШАГИ К ПОЛУЧЕНИЮ ISO-9001
- Алгоритм получения сертификата включает в себя несколько этапов:
- Проводится качественный аудит действующей на сей момент системы менеджмента в организации для выявления слабых мест с точки зрения стандартов ЕС.
- По окончании аудита делаются выводы и система менеджмента подлежит реорганизации.
- В аккредитованный сертификационный орган подается заявление и необходимые документы.
- Создаются условия для работы экспертной комиссии, в составе которой специалисты по сертификации совместно с представителями органов МСУ для беспрепятственного изучения системы управления в организации и последующего принятия решения о выдаче сертификата.
Если все требования европейских стандартов соблюдены, организация получает сертификат международного образца.
СЕРТИФИКАЦИЯ ГОСТ Р: ЧТО ЭТО?
Сертификат, полученный по этой системе, официально подтверждает соответствие товара требованиям государственных стандартов.
ТРЕБУЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Для оформления сертификата ГОСТ Р требуется предоставить в аккредитованный орган сертификации следующие документы:
- заявку;
- описание продукции (сведения области применения, характеристиках, паспорт товара и пр.);
- декларацию о соответствии или сертификат ISO-9001;
- инвойс + контракт;
- ксерокопии ИНН и ОГРН.
Набор документов для товаров, произведённых в РФ:
- заявка;
- ксерокопии ИНН и ОГРН;
- сведения о технических условиях, по которым осуществлялось производство;
- паспорт изделия и инструкция по применению.
Возможно предоставление документов в печатном виде или через e-mail.
- 2C (анализ производства + цикл испытаний);
- 3C (то же + инспекционный контроль);
- 4C;
- 5C (анализ производства, цикл испытаний, инспекционный контроль + лабораторные испытания продукции и её проверка на соответствие технологическим стандартам ЕС);
- 6C (для товаров, выпускаемых партиями. при этом документ выдается после всесторонних испытаний образца);
- 7C (для сертификации единичной партии товара).
Срок действия сертификата по схеме 3C составляет 3 года; по схемам 4C, 5C — 5 лет; по всем остальным схемам — 1 год.
ЭТАПЫ ОФОРМЛЕНИЯ И ТРЕБУЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Сертификация происходит следующим образом:
- Собираются и оформляются технические документы;
- Заявление изготавливается и подается в уполномоченный орган по сертификации;
- Образцы подбираются и направляются на испытания;
- Начинается работа экспертной комиссии на производстве.
В сертификационный орган нужно подать следующие документы:
- реквизиты организации, включая адрес и телефон;
- копии учредительных документов;
- ГОСТ или технические условия, по которым изготавливается продукция.
Иностранные фирмы, помимо вышеперечисленных документов и образца, должны будут прислать инвойс (контракт), таможенный код продукции и её техническую информацию. После сбора документов специалисты подбирают оптимальную схему и принимают дальнейшие меры.
Если требуется анализ производства, сертификат выдается после его проведения. Данные протоколов испытаний заносятся в его макет, тщательно проверяется на достоверность, после чего выдается готовый оригинал.
СЕРТИФИКАЦИЯ ТР ЕАЭС: ЧТО ЭТО?
В 2010 году был создан Таможенный союз (ныне ЕАЭС) в целях упрощения и гармонизации торговых отношений. В него вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения.Сертификация по ТР ЕАЭС проводится уполномоченными органами для выявления соответствия товаров стандартам качества и требованиям безопасности. На данный момент уже разработаны и утверждены технические регламенты по сертификации товаров всех групп, производимых в странах-членах ЕАЭС.
Каждый регламент определяет перечень продукции, для которой обязательна сертификация по закону «О техническом регулировании».
КАК ОФОРМИТЬ СЕРТИФИКАТ ТР ЕАЭС?
Товарный сертификат ТР ЕАЭС подтверждает безопасность и высокое качество товара, что приводит к повышению уровня доверия потребителей. Его могут получить продавцы и прямые изготовители.
За оформление отвечают сертификационные органы, присутствующие в специальном реестре ЕАЭС.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Все производители могут оформить сертификат добровольно. Для этого понадобится:
- подаётся заявка, полный набор документов и образцы продукции для дальнейшего использования в лабораторных испытаниях;
- специалисты органа по сертификации выезжают на производство для анализа его состояния и отбора образцов для тестирования;
- заявителю сообщаются результаты исследований в специальном протоколе, которые будут записаны и в самом сертификате;
- далее происходит собственно оформление документа, его занесение в госреестр и выдача заявителю.
Сертификат выдается на срок до 5 лет и действует на всей территории ЕАЭС. При этом продавец ежегодно должен проходить инспекционный контроль сертифицированной продукции в целях подтверждения её соответствия изначальным требованиям.