Многое будет зависеть от распространения короновирусной инфекции, мер, принимаемых по ограничению ее распространения со стороны разных стран, и ситуации с дефицитом порожнего оборудования.
Сиюминутно расширить узкие места в логистической схеме из Китая в Европу практически невозможно. Для изменения ситуации необходимы вложения в инфраструктурные проекты, которые бы смогли увеличить пропускную способность железнодорожных станций. К сожалению, на это потребуется не один месяц.
Если смотреть на перспективу, то уже к 2027 году РЖД планируют рост транзитных железнодорожных перевозок контейнеров до 4 млн. Для сравнения: в 2021 году эта цифра составила 1,116 млн контейнеров. То есть РЖД строят планы по кратному увеличению пропускной способности. Уверен, что финансирование будет выделено и скорость оборота, как и количество обрабатываемых контейнеров, возрастет.
Импульсное увеличение грузопотока, обрабатываемого железнодорожной инфраструктурой в 2020–2021 гг., связано с изменением цены морского фрахта. Если мы пофантазируем, что перевозка морем станет дешевле или в один уровень с железнодорожной доставкой, то увидим смещение количества перевозок в сторону увеличения доставки морским транспортом.
Таким образом, нагрузка, оказываемая на железнодорожную инфраструктуру, уменьшится и срок доставки снова окажется в нормативных значениях. Но для этого необходима более жесткая конкуренция между морскими линиями и железнодорожными операторами. Однако это, скорее, из области фантастики, так как железнодорожные перевозки субсидируются со стороны государства как в РФ, так и в Китае.
Также огромным плюсом будет увеличение цифровизации, возможность оперативного отслеживания грузов на всем пути следования, полный электронный оборот и свободное прохождение пограничных пунктов.