Российская железнодорожная монополия ОАО РЖД предлагает ускорить повышение тарифов на грузоперевозки, чтобы компенсировать рост затрат из-за инфляции, которая на уровне потребителей бьет рекорды за 5 лет, а в промышленности достигла максимумов с начала века.
Как сообщает Reuters, глава РЖД Олег Белозеров направил письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором предложил поднять стоимость стоимость грузоперевозок на 6,5% в 2022 году.
Индексация в 1,5 раза выше изначально запланированной (на 4,3%) нужна «для компенсации ценового давления на компанию», а также «для привлечения инвестиционных ресурсов и обслуживания ее обязательств», говорится в письме, подлинность которого подтвердил Reuters федеральный чиновник.
Сейчас тарифы РЖД индексируются в соответствии с потребительской инфляцией, но компания, по словам Белозерова, больше зависит от цен производителей. А их рост, согласно Росстату, в в мае-июне превышал 30%, чего официальная статистика не фиксировала с 2000 года.
За 2017-2021 годы тариф РЖД вырос на 24%, в то время как индекс цен производителей в России подскочили на 44%, черные металлы, необходимые для рельс, подорожали на 66%, а нефтепродукты — на 86%.
В результате компания вынуждена наращивать долг, чтобы оплатить инвестиционную программу, размер которой достигает 3,2 триллиона рублей, аргументирует Белозеров.
Если идея РЖД будет одобрена, повышение тарифов станет максимальным с 2016 года, когда они выросли на 9%. В 2017-м грузотариф проиндексировали на 4%, в 2018-м — на 3,9%, в 2019-м — на 3,5%, в 2020-м — на 3,5%.
РЖД, напомним, уже стали крупнейшим получателем средств Фонда национального благосостояния в рамках раздачи денег на инфраструктурные стройки, от которых Кремль ждет промышленного прорыва и темпов роста не ниже мировых.
Из 1,1 триллиона рублей, распределенных правительством в 2021 году, на проекты РЖД было выделено 293 млрд, в том числе 188 млрд рублей на расширение БАМа и 105 млрд — на развитие Центрального транспортного узла.
В общей сложности Минфин запланировал потратить 1,5 триллиона рублей из фонда, где с 2017 года копятся доходы от цен на нефть выше 40 долларов за баррель.
Нераспределенными остаются, таким образом, около 400 млрд рублей. РЖД предлагают выделить часть этих денег на еще один мегапроект — 700-километровую железную дорогу для вывоза полезных ископаемых с Ямала.