Контроль за трансграничным перемещением опасных отходов является одной из важнейших задач Федеральной таможенной службы. В рамках этой работы таможенными органами предотвращается незаконный ввоз в Российскую Федерацию бывших в употреблении автомобильных шин.
Утилизация бывших в употреблении шин и покрышек на сегодняшний день остается острой глобальной проблемой, требующей значительных финансовых затрат и необходимых территорий. Так, страны ЕС строго контролируют стандарты безопасности и не допускают непригодные шины к дальнейшей эксплуатации на дорогах общего пользования. Такая продукция отправляется на экспорт, при этом Российская Федерация является одним из основных рынков сбыта для недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Сложившаяся ситуация ведет к образованию несанкционированных свалок шин и покрышек и крайне негативно влияет на экологическую безопасность России. Наиболее остро данный вопрос стоит в Калининградской области, где в 2020-м году был предотвращен незаконный ввоз в Российскую Федерацию бывших в употреблении шин и покрышек весом почти 160 тонн, а в первом квартале 2021 года – уже более 192 тонн.
Для предотвращения угрозы экологической безопасности таможенными органами во взаимодействии с Минприроды России и иными заинтересованными ведомствами были разработаны единые подходы, направленные на недопущение ввоза шин, бывших в употреблении без разрешительных документов, которые подтверждают безопасность этих товаров.
Принятие указанных мер позволяет таможенным органам предотвращать оборот на территории России опасных отходов, которые могут нанести существенный вред экологии, жизни и здоровью человека.