Использование этого инструмента повышает привлекательность Транссиба и дальневосточных портов для клиентов из Азии
ОАО «РЖД» планирует ввести бонусную программу для грузоотправителей продукции с высокой глубиной переработки, а экспедиторы ждут новых субсидий на перевозку транзитных контейнеров.
Сегодня состоялось заседание правления ОАО «РЖД» за 2020 год, на котором были представлены итоги производственно–финансовой деятельности и приоритетные направления развития холдинга на 2021 год. Основными задачами компании станут дальнейшая контейнеризация перевозок, а также создание условий для снижения стоимости транспортировки и повышения эффективности.
Выступая на итоговом заседании правления, заместитель генерального директора — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило отметил, что 2020 году на сети РЖД продолжился рост контейнеризации по всем направлениям. В контейнерах сейчас отправляется более 3,4 тыс. номенклатур грузов.
«Главным трендом уходящего года стала новая универсальность. На смену универсальному полувагону приходят платформа и контейнер. Такие перевозки имеют массу преимуществ, включая взаимозаменяемость по родам грузов, адаптивность к логистике, высокую скорость доставки конечному потребителю», – сказал он.
Расширить перечень номенклатурных позиций позволило использование новых средств упаковки – флекситанков, лайнер-бэгов, а также новых типов контейнеров – open top.
Из Забайкалья отправлены первые контейнерные поезда с углём, а из Западной Сибири – контейнерный поезд с экспортным зерном.
Всего по итогам 2020 года перевезено 5,8 млн контейнеров ДФЭ. Ежедневно в ходу находится более 500 контейнерных поездов.
Президент ПАО «ТрансКонтейнер» Александр Исурин положительно оценил уровень взаимодействия с холдингом и отметил, что сейчас сформировались правильные экономические условия для ускорения процесса контейнеризации в России.
Он предложил предусмотреть в стратегии развития транспортной отрасли России достижение уровня контейнеризации в 10% до 2030 года. Александр Исурин также выразил надежду, что РЖД поддержат эту инициативу.
«Благодаря этому объём контейнерных перевозок по сети РЖД может достичь 15 млн ДФЭ. Это почти в три раза больше, чем знаковый показатель 2020 года», — подчеркнул он.
Также, по его словам, позитивным результатом прошедшего года стало развитие контейнерного транзита, в том числе благодаря субсидиям, которые действовали последние месяцы 2020 года.
«Мы смогли придать импульс переключению грузопотока из Южной Кореи и Японии с традиционного маршрута по морю на маршрут по Транссибу через порты Дальнего Востока», — сказал он.
Однако после завершения действия субсидий произошло снижение интереса азиатских партнёров к этому маршруту, добавил Александр Исурин.
«Мы можем сделать вывод, что маршрут мы раскатали недостаточно. Предлагаем в 2021 году вновь использовать доказавший свою эффективность инструмент (субсидирование, — Ред.), чтобы укрепить привлекательность Транссиба и дальневосточных портов для наших клиентов из Азии», — резюмировал он.
Помимо развития контейнеризации, в 2021 году РЖД планируют решить и другие приоритетные задачи.
Так, по мнению Алексея Шило, необходимо переходить на договорной формат взаимоотношений в части присоединения к инфраструктуре и её использования, чтобы процесс стал для клиентов не только более быстрым и понятным, но и более ответственным. Холдинг подготовил ряд изменений во внутренние регламенты, а также предложения в части корректировки законодательства.
Для развития коммерческой инфраструктуры общего пользования холдинг реализует программу, которая даст возможность обеспечить лучшую доступность и использование инфраструктуры предприятиями малого и среднего бизнеса. В эту программу уже включены 124 проекта по всей сети железных дорог.
Также РЖД планируют реализовать мероприятия, которые позволят обеспечить выравнивание пиковых периодов приёма грузов к перевозке, что в совокупности с развитием инфраструктуры приведёт к сокращению объёма невывезенных грузов.
Ещё одной актуальной задачей для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта Алексей Шило назвал формирование комплексной услуги, включая первую и последнюю милю. Одним из направлений в этой области станет создание простой системы привлечения соисполнителей.
«Совершенствование формы договора РЖД планируют дополнить организацией электронного каталога услуг холдинга и цифровыми сервисами, к примеру, конструктором мультимодальных перевозок на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки», — пояснил он.
Также планируется скорректировать механизм предоставления скидок и разработать бонусную программу лояльности для грузоотправителей продукции с высокой глубиной переработки с возможностью присоединения к ней как потребителей услуг, так и поставщиков.
Алексей Шило отметил, что ОАО «РЖД» ставит перед собой задачу по упрощению доступа к услугам железнодорожных перевозок, в том числе за счёт совершенствования транспортного законодательства.
В 2020 году утверждено 11 нормативных актов, которые позволили сделать железнодорожные перевозки более понятными, современными и конкурентоспособными.
Задачей на 2021 год является сокращение времени от обращения клиента до отправки груза за счёт реализации дистанционного согласования схемы погрузки и создания электронной базы условий перевозки.
Также планируется пересмотреть технические условия размещения и крепления груза. Они будут актуализированы с учетом появления современных упаковочных материалов и средств крепления.
Особое внимание компания сосредоточит на формировании условий для роста количества мелких отправок.